Теперь, когда прошло несколько дней истихли первые крики восторга, атакже возмущения, можно попробовать разобраться спокойно, почему авторитетное жюри, аоно было, безшуток, авторитетным исостояло изодних только режиссеров, предпочло прочим конкурсным фильмам аутсайдера, джокера вобщей колоде— Павла Руминова сего драмой «Я буду рядом», которой врезультате идостался гран-при.
Казалось бы, полюбившиеся зрителям картины «Рассказы» Михаила Сегала и «Кококо» Авдотьи Смирновой илиболее радикальные иболее интересные длякритиков «Конвой» Алексея Мизгирева и «Жить» Василия Сигарева уверенно шли ксвоей награде— икаждая что-то, даполучила, ноРуминов? Режиссер этот уже 10 лет насцене, нопосле многообещающих короткометражек каждый его полный метр встречали все более кисло— будь то хоррор «Мертвые дочери», комедия «Обстоятельства» илинаиболее интересный, нослишком экспериментальный, чтобы всерьез кого-то взволновать фильм «Два часа».
Что касается ленты «Я буду рядом», она ивовсе составлена издвух серий предполагаемого четырехсерийного телефильма, иот такого продукта сенсации неждал никто. Сенсации ине случилось. Мария Шалаева, открытая всвое время фильмом «Русалка», играет просто превосходно— вроли матери-одиночки, которая умирает отвнезапно диагностированного рака мозга иищет приемных родителей длясвоего шестилетнего сына. Она безупречно органична, каки малолетний дебютант Рома Зинчук. Операторская работа ненавязчиво документальна, диалоги правдоподобны, сюжет знаменательно прямолинеен: настоящая драма, беззауми ичрезмерных амбиций, атакже претензий, которыми именно Руминов досих пор славился.
Только ли втом дело, что одаренного режиссера поощрили заболее демократический язык? Думается, что ситуация интереснее. Все искания иэксперименты нового русского кино пока что вели втупик: публика несмотрит, фестивальные призы никого неинтересуют, авторы варятся всобственном соку, бульон все крепче, атолку чуть. Руминов первым последовал тем же путем, которым всвоих сериалах уже идет Валерия Гай Германика: применил находки иязык авторского кинематографа кнормальной человеческой теме, построил хрупкий мост между непритязательной публикой имолодыми кинематографистами, отказался отконцепций воимя эмоций. Выиграл он илинет вглобальном смысле, будет видно подальнейшей судьбе фильма: «Я буду рядом» вряд ли станет прокатным хитом, нотелевизионная судьба картины может сложиться удачно— ихочется вэто верить. А выданный Руминову гран-при— аванс, причем нетолько дляконкретного режиссера, нои длявсех тех, кто сегодня занимается современным кинематографом ис переменным успехом ищет пути ксердцам зрителей.