В российский прокат выходит киномюзикл Адама Шенкмана «Рок навека», поставленный поодноименному бродвейскому спектаклю, вкотором звучат хиты 1980-х годов. Это история оталантливой провинциалке, решившейся покорить Голливуд. Ее роль исполнила Джулианна Хаф, которая, каки ее персонаж, родом измаленького городка, нов свои 23 года сделала себе имя вшоу-бизнесе. Корреспондент «Труда» встретилась сактрисой вотеле Four Seasons вБеверли-Хиллз.
– Роль угасающей рок-звезды Стэйси Джекса исполнил Том Круз. Какое впечатление он произвел навас?
– Том очень милый ипростой вобщении человек, несмотря насвою известность ивысокий статус вкино. У него есть своя команда, которая готова влюбую минуту сделать длянего все, однако он замечательно общается совсеми насъемочной площадке. Каждую неделю Том угощал нас чем-то вкусным, например, клубникой вшоколаде илижареными сэндвичами ссыром – очень популярным уамериканцев блюдом. А ввыходные мы ходили врестораны, ик нам присоединялась жена Круза Кэти Холмс. Мне очень понравилось, какони общаются, – чувствуется, что они очень дружны.
– В вашем фильме снималась еще одна большая звезда – Кэтрин Зета-Джонс. По сценарию, она – бывшая фанатка персонажа Круза, которая, став женой республиканского политика, превратилась впротивницу рока инамерена избавить Голливуд отего аморального влияния. А что вы думаете оней после совместных съемок?
– Я большой фанат Кэтрин Зета-Джонс. Специально дляроли она шикарно одевалась, азатем разглагольствовала поповоду вредности рока так, какбудто ругалась сторговками набазаре. Было очень забавно смотреть наее превращения.
– Ваш персонаж Шерри – провинциалка, попадающая вГолливуде вразличные истории. А каквам далась слава вшоу-бизнесе? Попадали ли вы вкакие-нибудь сложные ситуации?
– Не очень хочется говорить обэтом. Но мне действительно приходилось трудно. Я очень скучала подому исвоей семье, инастал момент, когда мне больше незахотелось оставаться вновом дляменя мире. Я была совершенно измотана, особенно танцевальными занятиями. Когда мне было 15 лет, я сказала: «Хочу домой. Просто хочу, каквсе подростки, ходить вшколу». И я это сделала. Думаю, это было правильное решение. Если бы этого неслучилось, то я бы никогда неполучила роль вэтом фильме. Так что иногда полезно делать шаг назад перед рывком. (Смеется.)
Вканун Дня России подСамарой прошел четвертый международный фестиваль «Рок надВолгой». Один изглавных оупен-эйров России подтвердил, испецкор «Труда» тому свидетель, что нетолько политика внашей стране может собирать стотысячные аудитории.
Втом, что мигалки вРоссии неисчезнут никогда, может убедиться каждый, кто промчится пассажиром вкортеже сгаишным сопровождением. Поначалу еще задумываешься: акакже простые люди, уныло бредущие сбаллонами недорогого пива пообочинам разбитых самарских дорог внаправлении пригородного местечка Петра-Дубрава кначалу концерта? Носовестливость тонет, убаюканная нежностью пневмоподвески машины, собранной отнюдь нерабочими вТольятти. Окончательно успокоить остатки либеральной совести позволяет мысль отом, что где-то вколонне следует сам Борис Борисович Гребенщиков. Человек, еще 40 лет назад постановивший, что «рок-н-ролл мертв».
Аон, БГ, словно известный политический персонаж— живее иных живых. Мне, прожившему всю сознательную жизнь вэпоху существования «Аквариума» (чей сорокалетний юбилей отмечает вэтом году любой, кто слышал ополковнике Васине, капитане Воронине истороже Сергееве), признаться, странно видеть, какбожество моей юности интересуется зазавтраком счетом вматче испанцев против итальянцев, притом перемешивая обыкновенной ложкой обыкновенную овсянку.
Встоловой самарского отеля Гребенщиков отнюдь небожество, аобыкновенный питающийся турист, внешне напоминающий классического карибского пирата напенсии. Впрочем, изавтракающий черезстолик Константин Кинчев тоже негорланит поутру «Мывместе!». Справедливости ради замечу, что более молодые, нонеменее популярные рок-н-ролльщики изгруппировки «Ленинград» вбыту держат марку отчаянной разухабистости иалкогольной неудержимости. Что непомешает этому самому коллективу спустя буквально пять часов довести аудиторию допредэкстазного состояния композицией «Когда нет денег— нет любви».
Втот момент, когда Шнур иего великолепная вокалистка Юлия Коган заканчивали свой час выступления, вгоняя всмущение самарскую элиту вVIP-секторе площадными стихотворными шедеврами, организаторы получают оперативную информацию сполицейского вертолета: фестиваль собирает более 272 тысяч человек. Аведь еще впереди— хедлайнеры: «Океан Эльзы», Garbage, «Алиса» иLimp Bizkit. Кночи зрителей станет уже 350 тысяч. Вопрос— акак они будут выбираться вСамару? Утренний таксист расскажет, что многие шли всю ночь…
…Игорь Растеряев хочет казаться невозмутимым. Ноактерское мастерство неспасает— популярнейший винтернете автор-исполнитель нервничает: перед такой аудиторией выступать еще неприходилось. Однако Игорь проходит подлинному помосту вцентр толпы, усаживается натабурет, растягивает гармошку… Исрывает бурю аплодисментов. Пять песен-баллад— икаждую просят повторить набис. Нонафестивале «Рок надВолгой» небисируют ниШнур, нидаже Гребенщиков. Солистка Garbage Ширли Мэнсон вимпровизированных посреди чистого поля кулисах после своего выступления вопрошает: «Может, спеть еще?»— ношотландку вежливо благодарят: регламент неукоснителен.
Самара иТольятти— основные зрители фестиваля, нопод знаменами нателескопических удочках— отряды изНижнего Новгорода инеменее Нижнего Тагила, Перми иАрзамаса, Оренбурга, Уфы, Казани…
Русский рок-н-ролл— явление уникальное. Проигрывая всвоих музыкальных талантах технологичным артистам Запада (вчем можно было убедиться, дождавшись американского хедлайнера «Рока надВолгой» Limp Bizkit— этакого рэпера подхэви-метал), наши берут словами, душой. Ибезусловно, русский рок— самая что нинаесть авторская песня. Ислов изнее невыкинуть. Даже если ихвcтавляет Сергей Шнуров.
В российский прокат выходит «Королевство полной луны»— фильм, всего месяц назад торжественно открывший 65-й Каннский кинофестиваль. Режиссер Уэс Андерсон перенес действие романтической трагикомедии вначало 1960-х. Главные герои фильма— двенадцатилетние дети: мальчик-сирота излагеря бойскаутов иодинокая девочка измногодетной семьи. Влюбившись друг вдруга, они решают бежать. Среди взрослых, которые отправляются наих поиски, иЭдвард Нортон— после ролей скинхеда, супергероя илидера бойцовского клуба один изсамых одаренных артистов своего поколения. Он сыграл вожатого излагеря скаутов— человека чувствительного идобросердечного. Накануне российской премьеры фильма сНортоном побеседовал обозреватель «Пятницы».
—Всякое бывало ввашей карьере, нотаких костюмов вы никогда неносили. Какие шорты! Отлично сидят.
—Спасибо, конечно, ноэто шорты такие, ане я: длина уних идеальная, ина поясе затянуты ровно там, где требуется. Да ивообще униформа старшего бойскаута— прелесть что такое. Мой герой ведь влюблен внее, отботинок дошляпы, неговоря оскладном ноже. Эта униформа выражает важнейшие его качества, вней— он весь. Так что достаточно было облачиться вкостюм, иперсонаж был готов! Спасибо Уэсу Андерсону.
—А зачто еще ему спасибо?
—Да завсе. Съемки в «Королевстве полной луны» были колоссальным удовольствием. Немалой частью удовольствия лично дляменя стало наблюдение затворческим процессом Уэса. Он видит фильм заранее, планирует каждый кадр, каждую монтажную склейку— и, представьте, сам делает анимацию, демонстрируя актерам заранее, что икак им предстоит сыграть ичто вэтот момент будет снимать оператор. Никогда раньше такого невидел. Очень помогает! Вообще умногих режиссеров полным-полно прекрасных идей, ноони незнают, какдонести их доисполнителей. А Уэс знает иумеет это делать.
—Каково было сниматься втаком обширном ансамбле, взяв насебя далеко неглавную роль? Не ревновали кдетям?
—Поверьте, играть вансамбле, неперетягивая внимание зрителя насебя,— самое большое удовольствие. Да ивеселее так.
—Вам-то оно редко перепадает: вы актер главных ролей.
—Вы плохо меня знаете. Живи вы вАмерике, были бы вкурсе, сколько лет я отдал театру. Без моей театральной компании я чувствую себя никчемным, ей я посвятил немало лет жизни ивсю душу. А театр— это всегда коллективное творчество, там каждая роль одинаково важна, главных ивторостепенных нет.
—Зато, наверное, свободного времени наплощадке было больше.
—Знаете, по-настоящему энергичные режиссеры тем ихороши, что спрессовывают время, умещая съемки внесколько очень насыщенных, какбы концентрированных дней. Впечатление отработы сАндерсоном напомнило мне осъемках уСпайка Ли в «25-м часе». Но там-то уменя роль была центральная, атут— небольшая. И все равно была полная вовлеченность втворческий процесс.
—В чем специфика этого процесса, если речь идет обавторском, ане индустриальном кино?
—Когда упостановщика есть собственная эстетика, стиль, он отчетливо понимает, чего хочет добиться вкаждом конкретном дубле, иэто парадоксальным образом облегчает задачу. Скажем, Уэс иСпайк оба— фанатики репетиций иподготовительной работы. Голливудское кинопроизводство гораздо хаотичнее. Но привсей дисциплине они оба— отнюдь недиктаторы, сними можно поговорить ив некоторых случаях даже их переубедить! Чего опять же вГолливуде невстретишь.
—А каквы сдетьми справлялись?
—И приятно, илегко. Я даже удивился. Не знаю, где Уэс их откопал, ноон собрал дляменя отряд профессионалов. Бойскауты, одно слово. С ними проще, чем сколлегами-звездами. Не буду указывать пальцем, нознаменитые актеры всегда являются источником проблем. А дети— почти никогда.
—У вас самого был какой-то бойскаутский опыт?
—Ни разу. Я был неспортивным подростком, амои одноклассники больше увлекались кокаином, чем разведением костров. Кто знает, существуют ли такие бойскауты, какв «Королевстве полной луны»? И существовали ли вообще? Ведь этот фильм— больше омечте, чем ореальности. Многим ли доводилось убегать издома сдевчонкой, вкоторую они были влюблены? А герою Уэса это удалось, хотя ему всего двенадцать лет.
—То есть и1960-е вфильме ненастоящие, выдуманные?
—Черт его знает. Я недостаточно стар… Кажется, начало 1960-х было еще эпохой невинности, дохиппи иВьетнама. «Королевство полной луны»— проте самые времена. Но вы же несчитаете, что кино— социологическое исследование, которое можно упрекать вфактографической неточности? Любой фильм— вневремени, когда бы нипроисходило его действие согласно сценарию.
—В последние годы вы, кажется, реже снимаетесь, асейчас после «Королевства полной луны» выйдет «Эволюция Борна». Вы где пропадали все это время?
—Вы меня втупик ставите. Где я был? Ну уж небездельничал. Снимался там-сям, насцене играл. Я никогда неставил себе таких абсурдных задач, чтобы непременно играть вфильмах сопределенной регулярностью. Иногда надовзять несколько месяцев, выдохнуть, осмотреться посторонам— иопять заработу. Потом, несоглашаться же начто попало! Вот последние несколько месяцев я писал сценарий сериала дляHBO, аеще строил новое здание длямоего театра вНью-Йорке. Не докино было: я три года наэто потратил. И результат впечатляющий— ведь это первый театральный комплекс такого масштаба, построенный наМанхэттене современ Линкольн-центра, апроектировал его сам Фрэнк Гери.
—А что засериал?
—Мы сБрэдом Питтом его вместе собираемся продюсировать, он еще неготов. Об экспедиции Льюиса иКларка отатлантического побережья дотихоокеанского. Для Америки— очень важное событие. Имейте ввиду: сниматься я там несобираюсь. Только продюсирую исо сценарием помогаю.
—Вернемся кновому фильму. Вы знамениты ролями цельных иволевых героев. Насколько комфортно было вписываться вперсонажа уязвимого ислабохарактерного?
—Я засвою жизнь немало переиграл— уверяю вас, мямли, рохли итюфяки среди моих героев встречались нередко. Мое кредо элементарно: надобраться зароли, которые позволяют сохранять живой интерес кмоему ремеслу. Какими бы нибыли персонажи, они должны как-то меня затрагивать, волновать. И конечно, надостараться, чтобы они были разными. Мой вожатый в «Королевстве полной луны»— милый, слабый; он мне нравится. Он забавный. Но вфильмах Уэса ненадо играть комедию, чтобы быть смешным, напротив, надосохранять максимальную серьезность иискренность. Именно это мне импонирует.
—А что скажете освоем персонаже в «Эволюции Борна»?
—Мне нельзя обэтом рассказывать, сценарий— top secret, я даже специальный контракт подписывал. Персонаж уменя там, скажем так, двойственный, нотам вообще нет «хороших» и «плохих». «Эволюция Борна»— немного другой проект, нежели три предыдущих фильма оспецагенте. Но мой персонаж почти ине встречается сглавным героем наэкране… Я согласился наэтот фильм излюбви кТони Гилрою— его «Майкл Клейтон» мне очень понравился, я слежу заэтим режиссером. Он лучше всех понимает, какработает корпоративная политика всовременном мире, имне хотелось сним поработать.
—Чего вы ждете отпрофессиональной жизни икарьеры? Что поддерживает ввас интерес кактерской деятельности?
—Я научился неждать ничего. Планируешь сняться вфильме вследующем году— асъемки перенесутся начетыре года. Главное— научиться терпению. Я ждал, ина моем творческом пути мне встретились такие люди, какМилош Форман, Дэвид Финчер иСпайк Ли. Чего можно желать после этого?
—Возможно, самому вновь заняться режиссурой?
—Да, работая свеликими, я многому научился. А технологии наместе нестоят, инепрофессионалу сегодня гораздо проще сделать собственный фильм. Кое-что я уже снимал, ноесть взапасе идругие планы. Пора надними задуматься всерьез.
20 июня наДворцовой площади Санкт-Петербурга самый известный изсовременных русских оперных певцов даст гала-концерт. Хворостовского привычно называют лучшим вердиевским баритоном мира. При этом Игорь Крутой пишет длянего эстрадные романсы, асам Дмитрий Александрович вбеседе скорреспондентом «Труда» обнаружил неожиданную дляартиста, давно живущего зарубежом, осведомленность окарьере Стаса Михайлова иГригория Лепса, сотрясающих нынешнюю масcкультуру.
20 июня наДвοрцовοй плοщади Санкт-Петербурга выдаете гала-концерт вместе сοзнаменитοй южно-корейсκοй сοпрано Суми Джо, сκоторοй уже неоднократно выступали вместе. Аκак ввашей компании оκазалась 12-летняя америκанκа Джеκи Иванко?
—Организаторы концерта захотели сделать шоу. Япредложил впервом отделении спеть арии изклассических опер, авовтором— шлягеры Игоря Крутого. Суми срадостью согласилась. Что будет петь Джеки Иванко, понятия неимею. Вообще еепредставители повели себя очень вызывающе, расставив всех нас совершенно иным, каким-то только имнужным способом. Начто ясказал: «Спасибо, досвидания. Япошел». Точно также отреагировала иСуми. После чего нам все-таки удалось прийти ккомпромиссу.
Да, люди придут, поглазеют наДжеки Иванко. Девочка необычная, считающаяся чутьли ненациональной героиней вАмерике. Этакий вундеркинд, поющий взрослым голосом. Правда, якподобным явлениям отношусь сопаской. Наменя никакого впечатления еепение, честно говоря, непроизвело. Робертино Лоретти, Шарлин Чеч— красивая детская сказка быстро ипечально заканчивается, ноуродителей есть несколько лет, чтобы существенно поправить материальное положение.
—Акакие увас планы налето?
—Ябуду ивРоссии, ивне ее. Сейчас кое-что иззапланированных вРоссии выступлений уменя отвалилось, образовалось даже три-четыре недели отдыха. Поеду воФлориду учить новые вердиевские партии: Яго, Макбет, Дон Карлос в»Силе судьбы». Все сразу, методом мозговой атаки. Иподобный подход, какправило, помогает достичь искомого результата, потому что, когда утебя есть какой-то лимит времени, твой мозг это понимает иработает вдрайв-режиме.
—Это как?
—Это быстро ивесело. Ну, вот пример издетства. Сколько мама спапой нипомогали мне вшколе снелюбимой математикой, уменя постоянно возникало состояние прострации. Нокак только укого-то изродителей лопалось терпение, задачки решались мгновенно. Мне нужна встряска, тогда яначинаю работать вусиленном режиме. Вданном случае это когда премьера наносу, ияпонимаю, что ударить вгрязь лицом уменя нет права. Амне предстоит дебют в»Отелло» насцене Венской государственной оперы всего стрех репетиций. Вот адреналин вкровь хлынет! Жить-то надовесело:
—Авыступления поРоссии «отваливались» повашей инициативе?
—Нет, помоей инициативе ничего неотваливается. Сейчас новое время настало. Идет активная перетасовка кадров повсей стране, иэто имеет, увы, драматические последствия длякультуры. Раньше были регионы, где губернаторы-мастодонты обращали внимание назнаковые художественные события, классические концерты, теперьже абсолютному большинству начальников наплевать накультуру. Много концертов, которые директора местных филармоний делали насвой страх ириск, сегодня отменяются «заненадобностью». При этом иСтас Михайлов, иГригорий Лепс продают многотысячные залы истадионы… Эта новая «культурная» политика прежде всего, конечно, ударит пофилармоническому делу иклассическим артистам. Был момент, когда я, например, приезжал вОмск ивыходил насцену только что открывшегося концертного зала спрекрасной акустикой, иуменя вдуше зарождались надежды относительно будущего культуры внашей стране… Похоже, заблуждался.
—Навашем майском концерте вМоскве публика так разгорячилась, что вела себя, мягко говоря, сизлишней раскованностью. Выпривыкли кподобной реакции зала?
—Ксожалению, определенного рода невежество имеет место быть все чаще. Япытаюсь сэтим бороться, деликатно объясняя, иногда даже прямо сосцены, что нестоит разговаривать, гулять позалу иливыкрикивать сместа «песенку подзаказ». Яже невресторане пою, авконсерватории. Нонамоих выступлениях вРоссии все чаще приходится видеть каких-то странных людей, которым только инадо, что назнаменитость живьем посмотреть исебя показать. Думаю, уже пора крупными буквами впрограммках концертов писать: «Неберите автограф уисполнителя вовремя концерта, тем более непытайтесь сним сфотографироваться. Это пошло! Это дурной тон!»
Впрочем, поведение публики никаким образом неизменит мою репертуарную политику. Яидальше буду продолжать делать то, чем занимаюсь: исполнять классическую музыку. Кстати, обидное наблюдение: намоем парижском концерте, также состоявшем изромансов Рахманинова иЧайковского, публика была полной противоположностью московской— умная, тактичная. Натреть состоявшая изрусских, очень молодых людей.
—Новыже сами порой позволяете себе выходить вразномастных сборно-протокольных концертах, какэто было, например, только что наДень пограничника вКремле…
—Есть поговорка английских драгунов: «Если увас нет возможности избежать этого, расслабьтесь иполучите удовольствие». Что яиделаю иногда.
—Кпопулярной музыке выобращались ипособственному желанию. Сделали прекрасную программу военных песен, записали диск песен Александры Пахмутовой, представили неожиданный, абсолютно оригинальный проект намузыку Игоря Крутого «Дежавю» и, кажется, готовите сним еще одну программу.
—Ивсе эти вещи были мне интересны. Язанимался ими сполной профессиональной идушевной отдачей. Что касается нового проекта сИгорем, его небудет, вовсяком случае пока. Тепесни, что были представлены впрошлом году на»Новой волне» вЮрмале вмоем исполнении,— это какбы бонусные треки ктому альбому, который только что Игорь записал сСуми Джо иЛарой Фабиан. Ясчитаю, те24 песенки, что были сделаны для «Дежавю»,— ихеще надоотрабатывать. Написаны они наразноязычные тексты, которые дляроссийской публики, скорее всего, должны быть переведены нарусский. Этот проект получился очень дорогой, элитарный. Поэтому наданный момент реализован, по-моему, небольше, чем напару процентов. Мне это ненравится. Яхотелбы иметь аранжировки длянебольшого состава оркестра, безхора ихудожественных инсталляций. Исудовольствием гастролировалбы сэтой программой, она стоит того.
—Если переключиться наоперу, то, наверное, самое интригующее изтого, что вам предстоит,— это серия спектаклей «Евгений Онегин» вВене вапреле следующего года, когда выбудете петь Онегина вместе сАнной Нетребко, дебютирующей впартии Татьяны?