— Ваш приезд напохороны Марии Биешу— больше дань личной дружбе илипризнание масштаба ее таланта?
—И то, идругое. Маша была уникальной артисткой иочень хорошим человеком. Она ассоциировалась уменя согромным раскидистым дубом, мощная положительная энергетика которого распространялась навсех вокруг. И, заметьте, несмотря навсе регалии извания, вней небыло никакой звездности. Я знаком сМарией 45 лет, столько партий спели вместе. Спели вместе ив самой судьбоносной длянее опере— «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В далеком 66-м я помогал ей готовиться кМеждународному конкурсу памяти Миуры Тамаки вЯпонии. Видя, какона работает, слушая ее уникальное сопрано, я тогда же ей иговорил: «Маша, ты победишь!» Она отмахивалась, носделала это— стала лучшей вмире Чио-Чио-сан. Ее «бабочка»— эталон длявсех консерваторий мира. Ведь чтобы спеть столь мощный драматический материал, нужно сочетание внутренней нравственной природной чистоты иуникального голоса. У злобного человека даже привеликолепной силе голоса ничего неполучится. Она была очень душевной, простой иеще очень требовательной ксебе— больше, чем кдругим.
— Как это проявлялось?
—До сих пор вспоминаю конкурс вокалистов имени Глинки вУфе. Мария Лукьяновна была членом жюри. Там нам пришлось менять гостиницу, я спомощниками занимался организацией перевозки багажа. Маша подошла ксвоему чемодану, намереваясь его сама тащить вномер иговоря приэтом: «Ну это же мой чемоданчик». То есть длянее было совершенно нормальным все делать самой, неждать откого-то помощи ипоклонения, хотя уже тогда она была примой. С тех пор мы сженой (супруга Владислава Пьявко— ныне покойная российская оперная певица Ирина Архипова.— «Ъ-МD») называли ее неиначе как «мой чемоданчик».
— Молдавские власти решили присвоить имя Марии Биешу Театру оперы ибалета.
—Это правильное решение. Ведь именно благодаря ей вКишиневе появился Театр оперы ибалета. Мария долго стучалась вовсе двери, пока удалось добиться начала его строительства. Не обошлось, кстати, безпомощи Екатерины Фурцевой (министр культуры СССР.— «Ъ-MD»), которая ценила Машин талант идала указания тогдашнему руководителю Молдавии Ивану Бодюлу (первый секретарь ЦК КП МССР.— «Ъ-MD») безпромедления выделить средства иотстроить театр.
— Какие впечатления произвели навас проводы Марии Лукьяновны?
—Пожалуй, их можно сравнить суходом изжизни величайших людей современности, кпримеру, принцессы Дианы. Конечно, власти все организовали очень почетно иторжественно, поняв, наверное, какое значение имеет Биешу дляМолдовы ивсего мира. Но меня больше потрясло то, что простые люди выходили измагазинов ипарикмахерских, издомов иофисов иприсоединялись кпроцессии. На их лицах была видна истинная скорбь, которая шла отсердца. Становилось понятно, что ее по-настоящему любили. И нетолько вМолдове. Соболезнования идут измногих стран. А когда консьержка иводитель такси вМоскве попросили меня последний раз поклониться легендарной оперной певице, уменя дыхание перехватило.
— Жаль, что такую же ответственность ипонимание масштабов таланта власти непроявили впоследние годы жизни певицы, когда ее постигла тяжелая болезнь. Ведь лечилась молдавская примадонна вРоссии, причем совершенно бесплатно, какона рассказала водном изпоследних своих интервью. Оплачивал лечение, втом числе, фонд Ирины Архиповой?
—Нет, оплачивалось лечение изличных средств друзей ипоклонников. И, между прочим, Мария Лукьяновна никогда нежаловалась, она неговорила, что унее нищенская пенсия, что ей нужны средства надорогие лекарства. К сожалению, очень часто начинаешь ценить человека лишь потерявши его. Конечно, личность такого масштаба должна находиться нагосударственном обеспечении. Например, вЯпонии есть такой титул, как «живущее национальное достояние». Может быть, перевод несовсем точен, носмысл именно таков. Людей такого масштаба итакой значимости длястраны ведь совсем немного, ио них необходимо заботиться прижизни. Но это, пожалуй, болезнь всего человечества— забывать прошлое, уходящие поколения… А ведь это люди, которые восстановили страну после войны испособствовали ее расцвету. Такое впечатление, что молодое поколение, втом числе иваше, ревнует кнашим достижениям, потому всячески старается их умалить и перечеркнуть.
— Сохраняющиеся культурные связи между Молдовой иРоссией держались нев последнюю очередь ина личных человеческих связях Марии Биешу. Что будет вэтом отношении после ее ухода?
—Мария Биешу— вневремени, поэтому память оней останется намногие будущие поколения. Ее уникальный голос, как, кпримеру, голос того же Шаляпина будет современен всегда. Наверное, сейчас мы даже непонимаем, что потеряли. В то же время вМолдове исегодня есть прекрасные голоса, вы— поющая страна. На последней Опералии (престижнейший конкурс молодых исполнителей оперного искусства) ваша соотечественница Ольга Бусуек взяла вторую премию, аэто говорит обочень высоком уровне вокала. В мире известен также молдаванин Методий Бужор (выступает насцене большинства оперных театров Европы иРоссии). Уверен, они будут достойны имени Марии Биешу. Имени, благодаря которому мир узнал изнает Молдову.
— Думаете, одного имени, безее живой души иличных связей, будет достаточно для привлечения исполнителей наорганизованный ею 20 лет назад фестиваль «Приглашает Мария Биешу», поддержку которому власти уже пообещали? Ее фестиваль будет жить?
—Имя Марии Биешу ипамять оней, конечно, призовут исполнителей. Многое будет зависеть иот будущих организаторов, насколько убедительными они будут перед теми же властями, когда встанет вопрос финансирования. Могу вам лишь пообещать, что, если меня позовут нафестиваль, я обязательно приеду.