85-летняя актриса сыграла в «Любви» уМихаэля Ханеке: картина опаре стариков— муж ухаживает заженой, перенесшей удар— иих жестокой дочери уже несколько дней удерживает первенство врейтинге критиков. А 89-летний режиссер снял вариации натему «Орфея иЭвридики» Жана Ануя. Больше того: Каннская программа закрывается экранизацией романа Франсуа Мориака подназванием «Тереза Дескейру», чья первая киноверсия появилась ровно 50 лет назад, в1962 году. Рива получила занее венецианский «Кубок Вольпи». О том, какзамыкался круг икак радовались жизни актеры фильма осмерти, Рива рассказала винтервью РИА Новости. Почтительно внимала Ольга Гринкруг.
—Удивительно все зарифмовалось наКаннском фестивале…
—Надо все-таки уточнить: в1959 году «Хиросиму» впоследний момент выкинули изканнского конкурса пополитическим соображениям— Америка, бомбы ивсе такое прочее. Рене сюда даже неприезжал— навнеконкурсном показе фильм представляла я одна. И вэтот раз мы сним тоже невстретились. Изначально «Любовь» Ханеке и «Вы еще ничего невидели» Рене должны были показывать водин день, нопотом все переигралось. В общем, мне удалось только оставить ему открытку вгостинице, потому что он будет здесь ровно втот момент, когда я уеду вПариж.
—Но фильм Рене вы успели посмотреть?
—Какое там! Все время давала интервью. Но мне показалось важным то обстоятельство, что втой, давней картине Рене речь шла оневозможной, обреченной любви, ав нынешней картине Ханеке любовь непросто возможная— она предельная, втом смысле, что идет допоследнего предела.
—Были ли вы до «Любви» знакомы сХанеке иего фильмами?
—Фильмы видела, конечно, ас самим Михаэлем знакома небыла.
—Не страшно было соглашаться насъемки втакой истории?
—Согласилась я, конечно, несразу— такие сценарии требуют некоторого времени наразмышление. Но бояться— небоялась. Вообще-то жизнь, если смотреть нанее беспристрастно, гораздо страшнее, чем фильм Ханеке. Хотя я могу понять тех, кому трудно воспринимать это кино: такова реакция насмерть.
Но я, какчеловек, чья жизнь уже подходит кконцу, могу точно сказать, что мне фильм скорее помог. Укрепил. Хотя, конечно, никто незнает, какя поведу себя ичто буду чувствовать, когда настанет мой черед умирать. Иммунитета отстраха смерти «Любовь» мне непривила, ноудовольствие доставила. Я уже посмотрела фильм дважды исобираюсь отправиться натретий сеанс, потому что получилась безжалостная, четкая, простая имощная картина, документальная внаивысшем смысле слова, способная многое объяснить каждому изнас. Ведь мы все, внезависимости отвозраста, задумываемся освоей судьбе— даже дети порой произносят поразительные вещи ожизни исмерти.
—Сложно ли было сниматься?
—Ханеке— режиссер исключительно требовательный, унего никак нельзя ошибаться, ноэто иправильно— я сама очень требовательна ксебе, даи нельзя безтребовательности, если хочешь проникнуть вчеловеческое подсознание. Вдобавок интенсивность работы придавала моей жизни дополнительные краски. Фактически, уменя получалась двойная жизнь— обычная исъемочная. В этом фильме я неиграла, адействительно жила. И жила замечательно— унас наплощадке между всеми было полное взаимопонимание, обомне все очень заботились, особенно специалистка помакияжу, Дилуан Нгуен. Она просто гений, ведь ей чего только неприходилось делать смоим лицом. Но иостальные тоже серьезно помогали: ведь вкино ты никогда неработаешь один. А здесь я чувствовала себя всеобщей младшей сестрой. В общем, сниматься оказалось гораздо проще, чем смотреть фильм.