А вот каксложилась судьба творений «солнца русской поэзии» вкинематографе – вопрос длямногих неизведанный. Попытаемся систематизировать эту информацию иподробно остановимся насамых интересных фильмах отечественного производства.
«Пушкин вкино» представлен картинами самых разных категорий: игровые, анимационные, научно-популярные, документальные фильмы. По компетентным данным создателей «Пушкинского кинословаря», практически каждый год русский синематограф представлял публике новые экранизации произведений поэта, выпустив наэкраны 50 кинокартин поПушкину. Примерно столько же игровых фильмов потекстам Пушкина, включая биографические киноленты онем, было снято впоследующие годы вплоть досегодняшнего дня. И все это неучитывая бесчисленного количества появления цитат изпроизведений Пушкина всамых разных кинопроизведениях повсему миру.
Сам поэт недожил допоявления кинематографа ровно 58 лет ине успел нигде сыграть лично, зато последний практически спервых лет своего существования взялся затексты Пушкина ине отпускает их досих пор. Вот немного статистики: с1910 по2009 годы вРоссии создано 14 фильмов ожизни Пушкина (игровых идокументальных). Режиссер-аниматор Андрей Хржановский вместе скомпозитором Альфредом Шнитке придумали ивоплотили наэкране интересную версию натему жизни Пушкина (трилогию «Я кВам лечу воспоминаньем…», «И сВами снова я…», «Осень») с1977 по1982 гг.
Если говорить обактерах, вотечественном кино образ Пушкина вразное время воплотили: Евгений Червяков («Поэт ицарь», 1927), Валентин Литовский («Юность поэта», 1937), Петр Алейников («Глинка», 1946), Евгений Стычкин («День полнолуния», 1998), Сергей Безруков («Пушкин. Последняя дуэль», 2006), Станислав Белозеров («18-14», 2007).
В довоенном отечественном кинематографе существует 32 картины поразличным произведениям Пушкина, включая биографические фильмы онем. Самая ранняя датируется 1907 годом ине сохранилась донаших дней. Речь идет о «Борисе Годунове» режиссера И.Шувалова, производства Первого синематографического ателье А.Дранкова. Публичный показ картины состоялся вавгусте 1907 года подназванием «Сцена избоярской жизни». Вслед заней в1909 году Я.Протазанов представляет «Бахчисарайский фонтан», тоже недошедший донаших дней. А вот драма «Мазепа» (1909) В.Гончарова сохранилась ипредставляет собой экранизацию одноименной оперы П.И.Чайковского, воснову которой положена поэма А.С.Пушкина «Полтава». Всего впериод с1907 по1938 год было снято 56 экранизаций произведений поэта. Нельзя неотметить один изсамых известных ипопулярных вте времена киновариантов «изящного пустячка» Пушкина «Домик вКоломне»(1913) Петром Чардыниным, где актер Иван Мозжухин ради любви изкрасивого гвардейского офицера навремя «превращается» вМаврушу-кухарку. Экранизации произведений Пушкина взвуковом кино можно отметить следующие: «Дубровский» (А.Ивановский, 1936), «Путешествие вАрзрум» (М.Левин, 1936), биографическая лента «Юность поэта» (А.Нарадицкий, 1937). Последняя работа получила наибольшее признание ина Международной выставке вПариже (1937) фильму была присуждена Золотая медаль. Такой успех многие объясняют уникальным актерским составом ленты – В.Литовский, В.Гардин, В.Ивашева.
В период с1946 по1999 год было снято 39 фильмов попроизведениям Пушкина, втом числе помотивам его биографии. «Глинка» (Л.Арнштам, 1946) – историко-биографический игровой фильм обосновоположнике русской классической музыки Михаиле Глинке – авторе оперы «Руслан иЛюдмила». Драма В.Каплуновского «Капитанская дочка», получившая премию «Золотой парус» XII МКФ вЛокарно (1959) какнаиболее сенсационное произведение. Мелодрама «Метель» В.Басова (1964), «Сказка оцаре Салтане» А.Птушко (1966) – музыкальная киноинтерпретация одноименной сказки Пушкина, музыкальная комедия ободном изпредков А.С.Пушкина – арапе Ибрагиме. «Сказ прото, какцарь Петр арапа женил» А.Митты (1976), экранизация М.Швейцером «Маленьких трагедий» (1979). Интересно художественное решение вдраме «Последняя дорога» Л.Менакера (1986), где речь идет осилах рока ипричинах гибели поэта, ноактер, воплотивший его образ, появляется только каксилуэт. Интересно, что «Бориса Годунова» (1986) С.Бондарчука критика единодушно окрестила «честной творческой неудачей». Вменяя экранизации дотошный историзм инеуместную эпичность. Фильм-балет «Метель» А.Бадрака (1991) – хореографическая фантазия намузыку Г.В.Свиридова поодноименной повести А.С.Пушкина и «День полнолуния» К.Шахназарова (1998), воснове которой необычная художественная интерпретация пушкинского «Путешествии вАрзрум».
Из кинофильмов первого десятилетия «нулевых» наоснове биографии поэта можно выделить: «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук (2006), «18-14» А.Пуустусмаа (2007). А наоснове литературного произведения – «Бориса Годунова» В.Мирзоева (2011).
Из семи сочиненных Пушкиным сказок, набазе студии «Союзмультфильм» впериод с1950 по1984 год разными режиссерами были экранизированы: «Сказка омертвой царевне исеми богатырях» (1951), «Сказка оцаре Салтане» (1984), «Сказка орыбаке ирыбке» (1950), «Сказка озолотом петушке» (1967), «Сказка опопе ио работнике его Балде» (1973, 1956 и1940). Сказка «Жених» (1925) небыла экранизирована, так какне вполне подходит длядетской аудитории. А «Сказка омедведихе» (1830) небыла закончена поэтом и, возможно, тоже несовсем детская. В 2007 году режиссер Д.Палагин представил крайне оригинальную мультипликационную версию помотивам произведений Пушкина – «Дорожные жалобы», куда еще вошли записки поэта осказочном селе Горюхино. Мультфильм снят путем сочетания разных техник: пластилин, перекладка, компьютерная графика.
Существует также 17 телепостановок попроизведениям Пушкина, самой заметной изкоторых можно назвать трилогию П.Фоменко «Выстрел»(1981) – «Метель» (1984) – «Гробовщик» (1991). Интересны также «Бал» Д.Луковой (1979) помотивам разных произведений Пушкина («Повести И.П.Белкина», «Роман вписьмах», «Мы проводили вечер надаче…», «Дуэль», «Рославлев») и «Капитанская дочка» П.Резникова (1978).
В зарубежном κино кнастоящему времени известно бοлее тридцати экранизаций, сοзданных вразное время вПольше, Чехослοваκии, Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, США. Однοй изсамых ярκих испорных иностранных экранизаций Пушκина досих пор считается британо-америκансκий «Онегин» (М.Файнс, 1999). Съемκи этοй ленты проходили вСанкт-Петербурге, герои изъясняются прозοй, музыκальное сοпровοждение имногο чегο еще несοответствует времени. В отличие отРоссии, наЗападе эта вοльная интерпретация пушκинсκогο романа заслужила несκолько фестивальных наград.