Со стороны ситуация кажется кристально ясной ивполне стандартной. Как часто бывает, основное жюри большого фестиваля (в данном случае, Канн) проигнорировало российский фильм (в данном случае, драму Сергея Лозницы «В тумане»), аотечественная инстанция решила компенсировать это, наградив обиженного усебя. Итак, пару недель спустя, после закрытия смотра наЛазурном берегу, картина поВасилю Быкову все-таки получает заслуженный гран-при, только нафестивале имени Тарковского «Зеркало» вПлесе.
Однако если разбираться, окажется, что нетак все просто. Лозница вКаннах необижен: жюри критики ФИПРЕССИ наградило именно его. Так ихочется вспомнить, что Андрей Тарковский получал приз ФИПРЕССИ аж четырежды, причем сего второй картиной «Андрей Рублев» (а «В тумане»— вторая картина Лозницы) вышло точно так же: основное жюри промолчало— критики отметили. Нет, изэтого неследует, что Лозница— Тарковский сегодня. Более того, математически-аналитический стиль вчерашнего документалиста, казалось бы, максимально далек отпоэтически-исповедальной интонации Андрея Арсеньевича. Но бывают ведь связи именее прямые.
Скажем, Андрея Звягинцева поторопились записать впрямые наследники Тарковского потой же фестивальной части— тоже получил золото вВенеции, итоже задебют, имальчиков вобоих фильмах зовут одинаково— Иван. Сегодня ясно, что Звягинцев— один изсамых вдумчивых исамобытных российских режиссеров— идет самостоятельной дорогой. Но так уж вышло, что именно он был вэтом году президентом жюри вПлесе, иименно он, выходит, вкакой-то степени отлица Тарковского, наградил Лозницу. А тот, привсех очевидных различиях встиле, языке икартине мира, счел уместным процитировать Тарковского сосцены: «Художники существуют только потому, что мир несовершенен». К этому Лозница добавил: «Попытаться осмыслить это несовершенство инайти этому совершенную форму— вэтом, наверное, иесть наше призвание».
Формулировка, расставляющая все ивсех посвоим местам. Большой художник сегодня нетот, кто занимает чью-то нишу илисобирает фестивальные призы, атот, кто остается бескомпромиссным ичестным перед собой, невзирая наконъюнктуру ичьи-либо ожидания. В этом иЗвягинцев, иЛозница, современные идалекие отхудожественной безупречности авторы, безусловно, сходятся сглавным классиком отечественного кино.