Болеть за Сергея Лозницу в конкурсе Канн можно вполне всерьез, без скидок на квасной патриотизм — тем паче, что как раз патриоты недолюбливают этого выходца из СССР, живущего в Германии и снимающего свои мизантропические картины со стороны; игровой дебют Лозницы, до того заработавшего имя в качестве документалиста, «Счастье мое», и вовсе обвиняли в русофобии. Однако каннских отборщиков это не остановило — та картина попала два года назад в основной конкурс и, хоть призов не получила, прессу собрала отменную.
«В тумане», новая работа Лозницы, вновь затрагивает болезненную тему морального выбора на войне, войне Великой Отечественной, о которой говорилось и в «Счастье моем», и в монтажно-документальной «Блокаде». Основой для сценария, камерной истории двух партизан, пришедших на хутор, чтобы казнить старосту-коллаборациониста, стала одноименная повесть Василя Быкова. Тут как не вспомнить, что именно отечественные фильмы о войне всегда принимались мировыми фестивалями на ура — «Восхождение» Ларисы Шепитько по тому же Быкову получило «Золотого медведя» в Берлине, «Иваново детство» Тарковского заслужило «Золотого льва» в Венеции, да и единственная советская «Золотая пальмовая ветвь», полученная в Каннах, была присуждена фильму Михаила Калатозова «Летят журавли».
Хотя для того, чтобы пойти по стопам знаменитого предшественника, Лознице придется одержать верх в нешуточной борьбе: фильмов каннской программы еще никто, кроме их создателей и отборщиков, не видел, однако выглядит конкурс внушительно как никогда. Там двое обладателей каннского Гран-при — итальянец Маттео Гарроне, автор нашумевшей «Гоморры», продолжающий анализировать национальные стереотипы в картине о телевидении «Реалити», и француз Жак Одиар, после тюремной саги «Пророк» снявший мелодраму «Ржавчина и кость» с Марийон Котийяр — и аж четыре обладателя «Золотых пальм»: австриец Михаэль Ханеке, сделавший фильм «Любовь» во Франции, с престарелыми Жаном-Луи Трентиньяном и Эмманюэль Рива в главных ролях, британец Кен Лоуч с криминальной драмой «Доля ангела», иранец Аббас Киаростами, неожиданно снявший свой новый фильм «Как будто влюблен» в Японии, и молодой перспективный румын Кристиан Мунджиу с психологической монастырской драмой «За холмами».
Кроме того, все ждут с нетерпением новых картин проклятого поэта французского кино Леоса Каракса «Святые моторы», где сыграла сама Кайли Миноуг, и мексиканца Карлоса Рейгадаса, о чьем фильме с латинским заголовком «После тьмы — свет» неизвестно почти ничего. В общем, интрига увлекательная, а разрешится она вечером 27 мая, когда президент жюри — еще один обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти — назовет имена лауреатов.