Впечатления от исполнительского искусства латиноамериканских музыкантов не идут ни в какое сравнение с высокими ожиданиями. Реабилитироваться за коллег смогут мексиканские музыканты — филармонический оркестр Боготы выступит в Москве на следующей неделе.
Кубинцы впервые приехали в Россию и ожидания были высоки. То ли вечно солнечные фотографии Острова Свободы, а на них пестрые цвета и широкие белозубые улыбки, то ли в целом имидж латиноамериканской музыки, пульсирующей в разных ритмах, но всегда обжигающей или опрокидывающей до тоски, — все это побуждало мечтать об экзотике, которую в стенах концертных залов Москвы услышишь нечасто.
Еще до того, как оркестр появился на сцене, пробегая глазами по программке (9 симфонических номеров кубинских и мексиканских композиторов), а затем оглядываясь вокруг на мраморные колонны, титанические хрустальные люстры, сцену, задрапированную цветами российского флага, становилось смешно — разрыв шаблона, что называется. К сожалению, на этом удивление было исчерпано. Оркестр делал все, чего от него можно было бы ожидать — музыканты свинговали, постукивали по деревянным струнным, даже подпевали себе местами, но звучали так академично и сфокусировано, что первое «браво» случилось только к середине второго отделения — публика откликнулась на засвингованные «Очи черные».
Программа была подобрана незамысловато — хиты (Артуро Маркес «Дансон №2», Хосе Пабло Монкайо «Уапанго») и вещи менее известные (Алехандро Гарсия Катурла «Три кубинских танца», Гило Лопес-Гавилан «Гуаганко»), причем написанные композиторами, учившимися в России у Александра Гаука, Арама Хачатуряна. Как раз на «Дансоне №2» Маркеса, запись которого в исполнении Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара бьет рекорды по просмотрам в сети, стало понятно, что дело не только, возможно, в напряжении не привычных к гастрольной жизни кубинцев и настроении — оно действительно могло быть испорчено неприветливой холодной погодой. Исполнительский уровень, причем во всех секциях, был заметно невысоким: духовые часто мазали, струнные выхолощенные и по-ученически неподвижные, даже ударным, некоторые из которых и вовсе родом с Кубы, например, клаве, недоставало формообразующей остроты.
Публика реагировала сдержанно, но чем ближе к концу, тем больше подбадривала мрачных музыкантов. Свое дело сыграл бис, который дирижер объявил на испанском, и только с первыми тактами стало ясно, что речь шла о вальсе из балета Чайковского «Спящая Красавица». Сыграно скромно, но не оценить этот реверанс публика не могла. Совсем скоро кубинцам предстоит еще одна строгая экзаменовка — после московских выступлений они отправятся с гастрольным туром в США, впервые в своей истории. Будут ли американские слушатели столь же сентиментальны как московские?
Непластичность и безжизненность оркестра, действительно, может объясняться гастрольной неопытностью. Москва тоже музыкантов не слишком порадовала — на улице барабанил холодный проливной дождь.