Лента включена в основную программу фестиваля и претендует на «Пальмοвую ветвь». В главнοй роли Сущени снялся выпусκник Белοруссκοй аκадемии исκусств Владимир Свирсκий. Актер в прошлοм гοду окончил ГИТИС и остался в Мосκве.
«Режиссер сκазал, что мοлился, выбирая главногο героя»
— Володя, как вы попали в картину?
— Я буду честно все рассказывать. Актер Гриша Добрыгин, который снялся в картине «Как я провел этим летом» и получил на Берлинале «Золотого медведя», поехал к Сергею Лознице в Берлин попробоваться на роль Бурова. Они долго говорили с ним, и Лозница признался, что ищет актера на Сущеню. И тут Гриша говорит: есть такой актер! Про меня. У него даже фотография моя была с собой. А я в это время сидел в Москве в столовой и молился: «Господи, дай мне хороший фильм. Хочу денег заработать и в хорошем фильме сняться». И на следующий день приходит Гриша: «Едь к Лознице, пробуйся». В результате Сергей Лозница сам приехал в Москву, вызвал меня на пробы.
— А Добрыгин сам получил роль?
— Нет. Лозница сказал, что Гриша хороший актер, но не из этой истории. У него действительно другой типаж.
— Вы читали повесть до начала съемок?
— Да, я читал Быкова очень много. А во время подготовки к съемкам я прочел повесть 17 раз. И повесть я выучил почти наизусть, а сценарий я действительно знал весь, все роли. Ведь мне приходилось играть и других персонажей.
— Зачем?
— Во время репетиций, проб. Мы ведь репетировали в Латвии больше двух месяцев. Многие актеры, утвержденные на маленькие роли, не могли на такой срок вырваться. А я к тому времени только окончил ГИТИС и мог отправляться хоть на край света. В общем, я помогал и в репетициях, и в пробах.
— И сняли картину достаточно быстро…
— Выхода другого не было — все диктовали деньги. Два с половиной месяца репетировали, а потом за 30 съемочных дней все сняли. Именно благодаря тому, что репетировали.
— Это такой театральный подход.
— Да, чтобы быстро снять, надо было отрепетировать все настолько точно, чтобы не было накладок, затыков и тому подобного. Поэтому снимали по 16 — 20 дублей, и смены съемочные у нас были не по 12 часов, а по 19 — 20 часов. Было безумно сложно, но это того стоило.
— А денег вы заработали, как мечтали?
— Наша картина — малобюджетное кино. В Москве зарабатывают в сериалах намного больше. Но эта работа была не ради денег, это больше, чем кино. Если бы мне вообще ничего не заплатили, я бы снимался бесплатно. Для меня было счастьем работать с таким режиссером. Сергей Лозница мне сказал: режиссер молится два раза Богу перед началом работы — когда выбирает сценарий и когда выбирает главного героя. Для меня это было чудо.
«У меня в конκурентах Брэд Питт»
— Когда узнали, что картина едет в Канны…
— Я был уверен, что это случится. Была огромная радость. И ощущение чуда — моя молитва помогла. А радость была не за себя, а за Сергея Лозницу. Все, что я теперь знаю и умею в кино, дал мне именно он.
— Вы представляете, что после такого фестиваля ваша актерская судьба может сложиться очень успешно?
— Может, а может и не сложиться. Я не готовлюсь к этому. Я не знаю, есть ли у меня шанс лично что-то получить в Каннах. Всегда нужно готовиться к худшему. Не надо обольщаться. Я знаю, на что я способен, что я умею, и трезво оцениваю себя. Там ведь на главную мужскую роль такие претенденты! Тот же Брэд Питт… Поэтому сейчас об этом даже не думаю и говорить не буду, потому что могу глупостей наговорить.
— Это первая серьезная работа в кино?
— Нет. Я уже снялся в Германии в картине «Четыре майских дня», она убыла в прошлом году на фестивале в Локарно. А в Беларуси я снимался, как все студенты, в эпизодах в военных фильмах. Какое кино в Беларуси? Нет его. И Беларусь в этом не виновата. Хотя мои однокурсники очень много снимаются в российских сериалах. Как не включишь телевизор в Москве, так все сплошь родные лица.
«От приглашения в Купаловский театр отказался»
— После окончания Белорусской академии искусств вы получили распределение в лучший белорусский театр — Купаловский. Но решили уехать в Москву, чтобы снова учиться. Это было спонтанное решение?
— Нет. Я и после второго курса поступал и поступил на курс к Райкину. Но тогда побоялся. После окончания академии я понял, что вообще ничего не понимаю в профессии, в театральном искусстве. Как делать роль, как над ней работать? Я просто бежал в Москву, потому что не видел другого выхода.
— И где вы сейчас?
— Знаете такой театр «Мастерская Петра Фоменко»? Я в этом театре. Мы в Минске на третьем курсе делали отрывки из спектакля «Степка» и тогда смотрели видео постановки Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня». Тогда у меня родилась мечта работать в этом театра. И все получилось.
— Вы ведь не из театральной семьи?
— Мама моя с пятью сестрами живет в Борисове. Мама родила тройню — Веру, Надю и Любу, так нас стало шестеро. А у отца вторая семья, и там тоже две сестрички. И все за меня болеют.
О ЧЕМ КАРТИНА
Беларусь. 1942 гοд. Разгар фашистсκοй окκупации и партизансκοй вοйны.
Недалеко от хутора, где живет путевой обходчик Сущеня, взорван поезд. Невиновного Сущеню арестовывают вместе с группой диверсантов, но не казнят, а отпускают на свободу. По округе разносится слух о том, что Сущеня — коллаборационист, и партизаны Буров и Войтик приезжают убить предателя.
Партизаны ведут пригοвοренногο к смерти в лес, но попадают в засаду, и Сущеня остается один на один сο свοим смертельно раненным палачом.
В глухом лесу, где нет ни чужих, ни свοих, где нет границы между предательствοм и подвигοм, Сущеня сοвершает мοральный выбοр в амοральных обстоятельствах.