Режиссер, бοлее полувеκа назад открывший Гурченко в фильме «Карнавальная ночь», назвал вечер-посвящение «Мοй друг Люся» и позвал на встречу также только самых близκих ее друзей. Сам Эльдар Александрович выступил в роли ведущегο и устроил для зрителей кратκий эксκурс в биографию однοй из самых ярκих актрис ХХ веκа. Егο рассκаз перемежали отрывκи из лучших фильмοв Гурченко, фрагменты ее пронзительных, откровенных интервью, многие из которых вызывали слезы на лицах зрителей.
Начался вечер с песни «Жизнь моя кинематограф» в исполнении самой Людмилы Марковны. На экране возникали кадры из ее бенефисов и самых известных картин с ее участием — «Соломенная шляпка», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Карнавальная ночь». «Такие актрисы рождаются, в лучшем случае, раз в сто лет, и смыслом ее жизни, действительно, был кинематограф», — сказал Рязанов.
Он признался, что сначала его не слишком заинтересовал сюжет «Карнавальной ночи». «Мне была интересна история Огурцова, — пояснил режиссер. — А вот вся эта молодежная жеребятина раздражала крайне, поэтому снимали мы очень быстро, практически с одного дубля». И к Гурченко тогда Рязанов относился без особого восторга. «Я постоянно к ней придирался, мне не нравились ее штучки-дрючки, — сказал он. — Но уже тогда я понимал, что с точки зрения музыкальности мне достался настоящий бриллиант».
Однако у его дебютного фильма, действительно, был сумасшедший успех. «Мы думали, что так будет всегда, — заметил режиссер. — Конечно, у Люси головка закружилась от всесоюзной славы — девочка из провинции была совершенно к этому не готова. Вокруг нее мелькали люди, мужчины делали предложения руки и сердца, все обожали, ее имя знали все». Но это продолжалось не долго — Гурченко попыталось завербовать КГБ. После ее отказа, рассказал Рязанов, началась травля, актрису совсем перестали снимать. «Мало кто вышел бы целым из такой передряги, когда телефон молчит десятилетиями, когда ты мечешься в поисках работы, но все бесполезно», — сказал режиссер.
Из забвения Гурченко вернул Владимир Венгеров, без проб взявший актрису на главную роль в фильме «Рабочий поселок». Это была ее первая драматическая роль. Потом она снималась в картине «Старые стены», «Двадцать дней без войны». «Мы же с ней не общались почти двадцать лет, хотя никакой ссоры не было, — продолжил Рязанов. — Мы встретились спустя долгие годы на съемках телепрограммы “Музыка и песни из фильмов Эльдара Рязанова”. Так что наше примирение состоялось на людях».
«Надо признаться, что я пробовал Люсю вместе с Вячеславом Тихоновым в “Гусарской балладе”, но сыграла она неважно, — рассказал режиссер. — Только потом узнал, что у нее были тогда личные неприятности, но я не проявил чуткости, не подошел, не спросил, в чем дело, это моя вина. Пробовалась Люся и в “Иронии судьбы” с Андреем Мироновым, они тогда только снялись в “Соломенной шляпке” и в “Небесных ласточках”, у них был сыгранный дуэт, и они показали комедийную миниатюру. А мне хотелось уйти от этого, снять спокойную медленную картину».
«Думаю, своими отказами я нанес Люсе сильную травму», — признал Эльдар Александрович. Они встретились на съемочной площадке лишь в фильме «Вокзал для двоих». «Роль была написана для 18-летней актрисы, но мы переписали сценарий специально под Гурченко», — заметил режиссер.
Закончив с собственными воспоминаниями, Рязанов пригласил на сцену первого гостя — режиссера Петра Тодоровского. «Кто из вас смотрел мой фильм “Любимая женщина механика Гаврилова”?, — спросил он и, увидев лес рук, продолжил, — Это была самая трудная в моей жизни картина. Сначала все шло прекрасно — легкая история, лето, Одесса. Первую часть ленты сняли мгновенно. Но потом Люся неожиданно перестала верить в меня как в режиссера. Картину принимали хорошо, а мы после съемок едва кивали друг другу. И лишь спустя годы, когда я снял фильмы “Военно-полевой роман” и “Анкор, еще Анкор”, мы случайно встретились с Гурченко, она подошла, упала ко мне на грудь и молча долго стояла. Она призналась, что изменила ко мне отношение, и с тех пор мы стали самыми большими друзьями».
Следующий гость вечера Николай Фоменко, игравший с Гурченко в мюзикле «Бюро счастья» и рязановском фильме «Старые клячи», вспоминал, что актриса обладала «феноменальным умом, глубиной эмоциональной рассудочности, легкостью актерского существования и отличным чувством юмора». А многолетний партнер актрисы по экрану и сцене Александр Ширвиндт, пришедший на встречу вместе с Михаилом Державиным, заметил, что они с Гурченко дружили 50 лет. «И ни разу не поссорились, потому что я ее все время слушался», — с улыбкой сказал он.
«Люсе повезло — в конце жизни она была окружена заботой и вниманием, рядом с ней всегда был верный друг, муж и продюсер Сергей Сенин, — сказал в завершении вечера Эльдар Рязанов. — Она прожила яркую жизнь и ушла скоропостижно. Она никогда не знала старости. Люся, спасибо тебе за все». И зал встал в едином порыве, почтив память любимой актрисы десятиминутной овацией.