В приволжском городке Плес — кинематографический бум. Зрители-туристы, русские и иностранцы приехали, чтобы увидеть самые последние мировые киноновинки. Фильмы здесь показывают на старинных купеческих улицах так, как их показывали ещё в эпоху немого кино. По вечерам ненадолго отключают свет, и город освещается только экранами.
Всего в конкурсе принимает участие 50 работ, в том числе 10 – в основном. Главное правило — в афише только молодые режиссеры и только то, что здесь не видели и не оценивали никогда. Это значит минимум показов и конкурсов до «Зеркала». В память об Андрее Тарковском — все картины без подражания мастеру, но в его духе. Абсолютно творческое кино.
«Здесь в конкурсной программе есть фильмы, которые нигде больше не увидишь. На прокат таких фильмов обычно очень трудно находить деньги. Мы здесь открываем авторское кино, это главная задача фестиваля — открывать авторское кино для широкой публики», — рассказывает председатель жюри международного кинофестиваля »Зеркало» имени Андрея Тарковского Роджер Кристиан.
Жюри во главе с Роджером Кристианом, художником-постановщиком «Звездных войн», получилось дружным, но мнения будут разными, а результат — абсолютно непредсказуемым.
«Я буду смотреть глазами, но оценивать сердцем. Если вот оно так заколотится, значит, кино правильное. У нас три приза — думаю, что сердца хватит», — делится своим методом член жюри Андрей Звягинцев.
Громких имен много — от Андрея Звягинцева и Александра Сокурова, до Йоханеса Цайлера и Карлоса Рейгадоса. Мексиканский режиссер прилетел в Плес прямо с Каннского кинофестиваля и привез как он сам говорит «контрабандой» на жестком диске в чемодане свою нашумевшую картину «После мрака свет».
«Когда меня пригласили на фестиваль, я не знал вообще такого географического названия “Плес”. Я скорее взял карту и посмотрел, что это местечко в самом сердце страны и что здесь есть река Волга. Очень хотелось увидеть места Андрея Тарковского, где он черпал идеи для своих фильмов. Откуда родом его вдохновение», — признается режиссер Карлос Рейгадос.
Для самого фестиваля — присутствие в Плесе во многом новаторская вещь — международный кинофорум впервые в такой глубинной русской провинции и вдалеке от дорог, аэропортов и киноцентров. Но красной дорожке местная публика привыкла быстро. С этой весны звезд мирового кино в Плесе будут встречать регулярно, но не аплодисментами, как, например, это принято на фестивале в итальянском Локарно, а поцелуями как в России.