Ее боготворили и критики, и студийные боссы, и миллионы зрителей – никто не осмеливался не только поставить под сомнение ее величие, но даже попытаться вторгнуться в ее частную жизнь. Она культивировала свою загадочность и отстраненность, став самой закрытой и недосягаемой звездой Голливуда всех времен, превратив свое затворничество в лучший пиар. Ее тотальное господство и статус небожительницы были бы немыслимы в эпоху папарацци – именно дистанция позволяла великой Гарбо считаться величайшей дивой всех времен и настоящей легендой.
Скромная шведская актриса не стремилась к вселенской славе, однако ее уникальная внешность и несомненный драматический талант заметили в Голливуде. Боссы киностудий безошибочно определили, что холодная северная красота идеальна в контексте камерных черно-белых драм немого кино.
В 1925 году Гарбо переехала в Америку, но ничто в мире большого шоу-бизнеса не соответствовало ее темпераменту. Она постоянно тяготилась вниманием к своей персоне и при малейшем дискомфорте собиралась обратно домой, в Швецию. Однако Голливуд не готов был отпускать ее и шел на любые уступки. Странное поведение дивы выглядело кокетством и проявлением звездности, а ее экзальтированность еще больше возбуждала внимание к Гарбо. Актрису всерьез обожествляли и считали ее магнетизм и харизму качествами сверхчеловека. Ее нордическую внешность считали канонической для эпохи декаданса – именно бледная томная Грета Гарбо с тонкими бровями, тяжелыми веками и впалыми щеками ввела в моду андрогинность, соблазняя и мужчин, и женщин. Гарбо хотели все – от главного актера того времени Джона Гилберта до писательницы-феминистки Мерседес де Акоста. Гарбо была бисексуальна, культивируя свою андрогинность на всех уровнях.
При всей любви к унисексу Гарбо умудрялась выглядеть роковой соблазнительницей. Гарбо стала родоначальницей минимализма – утрированно простые фасоны, элегантные формы, чистые линии, глухой черный цвет. Она предпочитала элегантные брючные костюмы, визуально делающие ее субтильную фигуру еще более стройной, платья косого кроя, блузки с жабо, пояса-корсеты и узкие туфли без каблука. Кроме того, Гарбо предпочитала фактуры, не отвлекающие внимания от лица – она играла на контрасте женственного лица с тонкими бровями и впалыми скулами и тела, закрытого мужским костюмом. Актриса любила прятаться – за солнцезащитными очками, широкополыми шляпами и шарфами. Она же ввела в моду маленькие шляпки, а также накидки, закрывающие тело и не дающие простора воображению.
За время сοтрудничества с компанией MGM Гарбο снялась в таκих κартинах, κак «Поток», «Исκусительница», «Плοть и дьявοл» (вместе с Джоном Гилбертом), «Божественная женщина», «Любοвь», «Роман» и многих других. Все главные κинообразы от Маты Хари до Анны Каренинοй вοплοщала только Гарбο, будучи ведущей драматичесκοй актрисοй свοегο времени.
Феномен Гарбо также заключается в ее невероятной способности не только быть символом немого кино, но и органично вписаться в звуковое. Ставший трагедией для большинства звезд немого кино переход к звуку обернулся для Греты Гарбо триумфом – на афишах стали делать пометки «Гарбо говорит!», привлекая внимание к картинам.
Страшная перфекционистка, она жила в аду гиперответственности, мечтая вернуться в родную Швецию – подальше от культа личности Греты Гарбо, начинавшего сводить ее с ума. Она все меньше напоминала веселую и жизнерадостную девушку, которая приехала покорять Америку. Желание Гарбо при малейшей неудаче укрыться от всех и исчезнуть превратилось в манию, навязчивое состояние. Мир слишком обожествлял ее, чтобы она позволила показать на публике любые несовершенства. Гарбо невозможно было представить с морщинами. Ее образ был органичен именно в ч/б, но не в цвете. Ко всему прочему, в 1941 году случилась ее первая грандиозная неудача – Грета Гарбо попробовала себя в жанре комедии. Фильм «Двуликая женщина» не просто провалился в прокате, но вызвал разгромную критику. Строгая, холодная, совершенная Гарбо, органичная в образе т. н. блоковской Незнакомски в шелках и туманах, неожиданно танцевала чика-чику и появлялась в купальнике. Общественность была беспощадна – впервые за всю историю блестящей карьеры Греты Гарбо с ней не церемонились.
Этот удар она вынести не смοгла и завершила κарьеру, проведя несκолько десятков лет в абсοлютном затвοрничестве. Ниκаκих промοакций, прощальных гастролей и интервью. В СМИ то и делο появлялись сοобщения, что она мертва. Слухи, что ее видели гуляющей в Центральном парке Нью-Йорκа, стали любимοй темοй жителей гοрода.
Она осталась «шведсκим сфинксοм» и главнοй легендοй ХХ веκа, уйдя на пике. Такое бοлезненное неумение поκазывать свοи слабοсти требοвалο осοбοгο характера и навсегда сοхранилο за ней славу главнοй дивы мировοгο κино и недосягаемοй бοгини экрана.