Ханеке (Michael Haneke) — лауреат каннского гран-при за «Пианистку» (2001) и «Золотой пальмовой ветви» за «Белую ленту» (2009), обладатель бессчетного множества европейских и американских кинонаград — участвует в каннском конкурсе 2012 года с «Любовью» (LAmour).
«Я работаю скорее ушами, чем глазами. Когда я ставил спектакли в театре, я большую часть времени смотрел себе под ноги. Актеры удивлялись, а я отвечал: “Так я вас лучше вижу”. Потому что не глядя начинаешь лучше слышать фальшь в голосе или в сцене. То же самое в кино: когда я снимаю, я не всегда смотрю на площадку, но всегда слушаю, что там происходит», — сказал Ханеке в воскресенье.
Жан-Луи Трентиньян (Jean-Louis Trintignant, 81 год) и Эмманюэль Рива (Emmanuelle Riva, 85 лет) играют в «Любви» Анну и Жоржа, пару пожилых учителей музыки, а двукратная каннская лауреатка Изабель Юппер (Isabelle Huppert) — их живущую в другой стране дочь, которая приезжает, когда у матери случается удар. Анна остается полупарализованной, но берет с мужа клятву, что ее не отправят в больницу — и тот берется ухаживать за женой до конца.
«В какой-то момент жизни непременно сталкиваешься со страданием любимого человека — это неизбежно, но смириться с этим невероятно сложно. С размышлений об этом и начался мой проект. Но я не ставил перед собой задачу рассуждать об обществе в целом и о месте в нем стариков», — рассказал режиссер.
Трентиньян признался, что не снимался в κино 14 лет, но сценарий Ханеке поκазался ему достοйным исκлючения.
«Я отлично себя чувствовал в театре и не хотел больше сниматься в кино. Но то, что предложил Ханеке, было очень интересно, он один из величайших режиссеров современности. Я снимался в сотне картин, но в этот раз впервые понравился себе на экране. Это было порой мучительно, но прекрасно. И больше не повторится!» — признался актер, который, как оказалось, в реальной жизни передвигается с таким же трудом, как и его персонаж в картине.
«Это один из самых требовательных режиссеров в мире. Он всегда очень точно знает, чего хочет добиться, и не останавливается, пока не получает нужного результата. Сцену, где Жорж ловит случайно залетевшего в квартиру голубя, мы снимали два дня, потому что Михаэль пытался давать указания голубю! В конце концов пришлось сменить птицу. Да и я очень мучился — у меня было сломано запястье, а Михаэль заставил меня снять гипс», — вспоминает Трентиньян.
Рива, в свοю очередь, объяснила, что по ходу съемοк сοвершенно сжилась сο свοей героиней и чувствοвала себя ей, но теперь, глядя на экран, видит κакогο-то сοвершенно чужогο челοвеκа.
«Мне вовсе не было сложно работать — я только очень боялась врезаться в кого-нибудь на инвалидном кресле. И нам вовсе не было грустно, хоть мы и снимали фильм про умирание. Наоборот, по вечерам я ощущала большую радость, я слушала музыку и даже танцевала под нее», — рассказала актриса.
«Мучится зритель, а не актер», — подтвердила ее слова Юппер, объяснив, что ее персонаж «символизирует жизнь и движение» и противопоставляется застывшим в своем умирании Жоржу и Анне.
«Актеру гораздо сложнее смотреть фильм, чем играть в нем», — резюмировал Ханеке.