Подготовка к крестному ходу, как молвят, принципиальна более, чем сам крестный ход. Воцерковленные люди начинают готовиться к нему в месяц, а то и больше. Но идет речь не о подготовке амуниции, которая играет большую роль в томном продолжительном переходе по бездорожью.
Пост, молитвы, каждодневное посещение служб - большая часть принимает это как личный духовный подвиг и молится, чтоб Бог послал им сил преодолеть дальнюю дорогу. Недаром, когда спрашиваешь знакомых, до конца они хотят в этот раз пройти ход, постоянно отвечают одно и то же - как Бог даст.
Дорога непредсказуемая. Можно захворать, подвернуть ногу, подцепить энцефалитного клеща. Да не достаточно ли что может случиться за 6 дней пути. Недаром и власти начинают готовиться к ходу совместно с паломниками. Дорогу, где это может быть, приподнимают, подсыпают шлаком. Обрабатывают от клещей стоянки. Практически весь ход паломников сопровождают вездеходные машинки «скорой помощи».
Да и они далековато не везде способны проехать. Не раз в протяжении хода приходится слышать: «Доктора, доктора!». Этот «SOS» передается по колонне от 1-го человека к другому, тогда и докторы торопятся на помощь с носилками от места наиблежайшей стоянки машин «скорой помощи».
В местах привала паломников уже ожидает мед палатка. Докторы и медсестры меряют давление, дают по мере необходимости пилюли, делают уколы, накладывают повязки и жгуты фактически всегда, пока идет стоянка. И потом машинки снимаются и едут до последующей стоянки, иногда делая большой крюк - по другому не проехать.
К 3 июня, когда выходит ход, в Кирове забиты все гостиницы, а на поезд нереально приобрести билеты. Поразительно, но люди берут отпуск, растрачивают немалые иногда средства, чтоб долететь до Вятки с Далекого Востока либо даже из-за границы ради 6 дней «мучений», на взор человека стороннего. По говору отлично слышно, что ход издавна стал уже не «вятским». Статистики таковой никто не ведет, но навскидку вятский говор в колонне слышен раза в два пореже, чем остальные. Начинаешь спрашивать - кто лишь не сопровождает икону Николая Чудотворца. Кажется, на Великорецкий ход съезжается вся Наша родина. Не лишь.
Иностранцы на ходу - дело уже обычное. Украинцы, белорусы, молдаване, сербы, поляки, немцы, итальянцы, америкосы. «Запад», обычно, идет на ход, чтоб в очередной раз осознать «русскую душу». Что не так просто.
Пару лет назад я сказал одной иностранной журналистке о ходе, чем заинтриговал очень. Узнав, что приходится идти по лесам и болотам, она спросила, нет ли иной дороги, полегче? Узнав, что есть красивая асфальтовая дорога, по которой можно доехать до реки Великой меньше, чем за час, она снова переспросила о цели хода.
- Доставить икону к месту явления и вернуть обратно в Вятку?
- Да.
- Но почему вы тогда не едете?!
Уж вот вправду, разумом Россию не осознать. Южноамериканский историк педагогики Лэрри Холмс, сходив в Великорецкий ход, издал книгу о Рф, посвятив отдельную главу ходу. Он отыскал себе таковой смысл и определение хода - «соборность». Наверняка, это очень близкое, по последней мере, для иностранца, определение сущности хода.
Друг, с которым мы направились в этот ход, и который всячески помогал мне как новенькому, говорит, что это кое-чем припоминает ему армию, когда прогуливались в строю с песней.
- Начинаешь ощущать одну огромную общность, - говорит он, - это неподражаемо.
Начинается ход с молебна в Успенском соборе, куда с ранешнего утра устремляются тыщи паломников. Ну и само шествие по городку собирает множество любознательных. Кто-то провожает в дорогу родных и друзей, кто-то вышел просто «прочуять» начало хода.
Каждый раз при виде того, как многомилионная колонна выливается из ворот храмовой ограды и направляется вниз, к мосту через Вятку, следуя за иконой, которую несут священнослужители в парадной одежде, перехватывает гортань. Это несравнимо ни с чем.
По долгу службы, делая снимки, огромную часть хода мне пришлось прошагать рядом с колонной. И время от времени слышишь: «Андрей, здорово, с нами идешь?». За время хода я встретил 10-ка три знакомых, в том числе чиновников. Мэр 1-го вятского городка шел в колонне, делая упор, как и почти все, на палку, с рюкзаком за спиной, и ничем не выделяясь на фоне других. Я увидел его в конце первого дня пути. Пыль на лице, усталая походка сделали его таковым же, как и других участников хода. Правда, на этот раз не было еще 1-го известного в Кирове чиновника, главы администрации 1-го из территориальных управлений городка, который прогуливается в ход уже много лет. Может быть, задержали в городке дела.
Для чего люди идут в ход - вопросец сложный, и конкретного ответа тут нет. Каждый описывает это себе. Я много раз задавал этот вопросец идущим рядом со мной. «Себе», «Богу послужить» - ответы были самые различные. Но, что интересно, за всегда хода я не услышал ни одной истории о том, что кто-то идет что-либо «просить» у Бога - здоровья ли, счастья. Хотя вокруг хода легенд на этот счет сложено много.
К примеру, молвят, в прошедшем году приехало несколько вагонов паломников с Западной Украины. А все поэтому, что одна из местных жительниц, отправившись в ход, излечилась от рака. Нередки случаи, когда вятские бойцы, служа в «горячих точках», давали внутренний обет: ежели возвратятся живыми, непременно сходят на Великую. Бывало, когда парализованных малышей предки на колясках везли весь ход, прося исцеления ребенку.
Кстати, о детях, они на ходе - отдельная тема. Как они переносят все тяготы хода - загадка для всех. Совершенно малеханьких, начиная с грудных, везут в колясках, от 3-х лет и выше - идут сами. И, что умопомрачительно, нет жалоб, писка, только время от времени: «Мать, на ручки!». Поразил мальчишка лет 10, практически весь ход читавший с выражением по книге вслух псалом. При этом, видно было, что не механически, заученно, а вдумываясь в смысл, о кое-чем время от времени переспрашивая шедшего с ним, похоже, дедушку. Остальные совместно со взрослыми поют вслух молитвы.
Из Удмуртии с ходом идет целая приемная семья Мураевых. Спросил маму Наталью, как малыши переносят ход. Она - детям: «Скажите, как для вас здесь?». Те - хором: «Отлично, здорово!» У каждого собственный маленькой рюкзачок. Каждый вносит собственный вклад в общую «копилку» хода.
Почти все идут целыми приходами, несут одну на всех огромную палатку по очереди. На стоянках, пока остальные спят, молятся. Наскоро передохнут, перекусят, и опять в путь. Возглавляют приходы батюшки, на которых приходится большая часть тягот хода. Здесь же исповедуют, поддерживают собственных прихожан.
Мой друг, пару лет назад отправившийся в ход, когда уже перед Великорецким в кровь стер ноги и совершенно изменили силы, увидел лишь что исповедовавшего собственный приход батюшку, уже вползающего в палатку и взмолился: «Батюшка, помогите, сил уже нет, а дойти охото!»
И как не утомился батюшка, как ни хотелось спать, а на сон оставалось от силы часа три-четыре опосля тяжелейшего перехода, выполз обратно и исповедал друга. А заодно осмотрел ноги и порекомендовал положить на ночь в носки крапивы. Что друг и сделал. А на утро пробудился здоровым и на физическом уровне, и духовно и вошел в Великорецкое совместно со всеми паломниками.
То, что ход, бывает, круто меняет жизнь людей - уже отлично понятно. Иной мой знакомый, отправившись много годов назад за хлебом, случаем встретил на пути колонну паломников, идущую в Великорецкое. И… ушел вкупе с ними. Как был, в костюмчике и ботинках, и ничего с собой - ни плаща, ни сапог. Пока шли городом, с дороги успел лишь позвонить супруге по телефону-автомату и огласить, что уходит. Возвратился через недельку, но дома ни упрека. Сообразила супруга. С того времени прогуливаются практически в каждый ход вдвоем.
Идет ход, как в притче, широкими полями, густыми лесами, болотами. Там, где по маршруту хода чудом сохранились деревни, в основном, благодаря дачникам, как и двести-триста годов назад местные обитатели выставляют для паломников воду. Вода - в стоимости. Горячо, а больше в дороге нигде не взять. Попьют, заполнят емкости с водой, и далее в путь. Рюкзак за спиной, посох в руке, иконка на груди, и вперед, к Великорецкому.