— Ваш приезд на похороны Марии Биешу — больше дань личной дружбе или признание масштаба ее таланта?
— И то, и другое. Маша была уникальной артисткой и очень хорошим человеком. Она ассоциировалась у меня с огромным раскидистым дубом, мощная положительная энергетика которого распространялась на всех вокруг. И, заметьте, несмотря на все регалии и звания, в ней не было никакой звездности. Я знаком с Марией 45 лет, столько партий спели вместе. Спели вместе и в самой судьбоносной для нее опере — «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В далеком 66-м я помогал ей готовиться к Международному конкурсу памяти Миуры Тамаки в Японии. Видя, как она работает, слушая ее уникальное сопрано, я тогда же ей и говорил: «Маша, ты победишь!» Она отмахивалась, но сделала это — стала лучшей в мире Чио-Чио-сан. Ее «бабочка» — эталон для всех консерваторий мира. Ведь чтобы спеть столь мощный драматический материал, нужно сочетание внутренней нравственной природной чистоты и уникального голоса. У злобного человека даже при великолепной силе голоса ничего не получится. Она была очень душевной, простой и еще очень требовательной к себе — больше, чем к другим.
— Как это проявлялось?
— До сих пор вспоминаю конкурс вокалистов имени Глинки в Уфе. Мария Лукьяновна была членом жюри. Там нам пришлось менять гостиницу, я с помощниками занимался организацией перевозки багажа. Маша подошла к своему чемодану, намереваясь его сама тащить в номер и говоря при этом: «Ну это же мой чемоданчик». То есть для нее было совершенно нормальным все делать самой, не ждать от кого-то помощи и поклонения, хотя уже тогда она была примой. С тех пор мы с женой (супруга Владислава Пьявко — ныне покойная российская оперная певица Ирина Архипова.— «Ъ-МD») называли ее не иначе как «мой чемоданчик».
— Молдавские власти решили присвоить имя Марии Биешу Театру оперы и балета.
— Это правильное решение. Ведь именно благодаря ей в Кишиневе появился Театр оперы и балета. Мария долго стучалась во все двери, пока удалось добиться начала его строительства. Не обошлось, кстати, без помощи Екатерины Фурцевой (министр культуры СССР.— «Ъ-MD»), которая ценила Машин талант и дала указания тогдашнему руководителю Молдавии Ивану Бодюлу (первый секретарь ЦК КП МССР.— «Ъ-MD») без промедления выделить средства и отстроить театр.
— Какие впечатления произвели на вас проводы Марии Лукьяновны?
— Пожалуй, их можно сравнить с уходом из жизни величайших людей современности, к примеру, принцессы Дианы. Конечно, власти все организовали очень почетно и торжественно, поняв, наверное, какое значение имеет Биешу для Молдовы и всего мира. Но меня больше потрясло то, что простые люди выходили из магазинов и парикмахерских, из домов и офисов и присоединялись к процессии. На их лицах была видна истинная скорбь, которая шла от сердца. Становилось понятно, что ее по-настоящему любили. И не только в Молдове. Соболезнования идут из многих стран. А когда консьержка и водитель такси в Москве попросили меня последний раз поклониться легендарной оперной певице, у меня дыхание перехватило.
— Жаль, что такую же ответственность и понимание масштабов таланта власти не проявили в последние годы жизни певицы, когда ее постигла тяжелая болезнь. Ведь лечилась молдавская примадонна в России, причем совершенно бесплатно, как она рассказала в одном из последних своих интервью. Оплачивал лечение, в том числе, фонд Ирины Архиповой?
— Нет, оплачивалось лечение из личных средств друзей и поклонников. И, между прочим, Мария Лукьяновна никогда не жаловалась, она не говорила, что у нее нищенская пенсия, что ей нужны средства на дорогие лекарства. К сожалению, очень часто начинаешь ценить человека лишь потерявши его. Конечно, личность такого масштаба должна находиться на государственном обеспечении. Например, в Японии есть такой титул, как «живущее национальное достояние». Может быть, перевод не совсем точен, но смысл именно таков. Людей такого масштаба и такой значимости для страны ведь совсем немного, и о них необходимо заботиться при жизни. Но это, пожалуй, болезнь всего человечества — забывать прошлое, уходящие поколения… А ведь это люди, которые восстановили страну после войны и способствовали ее расцвету. Такое впечатление, что молодое поколение, в том числе и ваше, ревнует к нашим достижениям, потому всячески старается их умалить и перечеркнуть.
— Сохраняющиеся культурные связи между Молдовой и Россией держались не в последнюю очередь и на личных человеческих связях Марии Биешу. Что будет в этом отношении после ее ухода?
— Мария Биешу — вне времени, поэтому память о ней останется на многие будущие поколения. Ее уникальный голос, как, к примеру, голос того же Шаляпина будет современен всегда. Наверное, сейчас мы даже не понимаем, что потеряли. В то же время в Молдове и сегодня есть прекрасные голоса, вы — поющая страна. На последней Опералии (престижнейший конкурс молодых исполнителей оперного искусства) ваша соотечественница Ольга Бусуек взяла вторую премию, а это говорит об очень высоком уровне вокала. В мире известен также молдаванин Методий Бужор (выступает на сцене большинства оперных театров Европы и России). Уверен, они будут достойны имени Марии Биешу. Имени, благодаря которому мир узнал и знает Молдову.
— Думаете, одного имени, без ее живой души и личных связей, будет достаточно для привлечения исполнителей на организованный ею 20 лет назад фестиваль «Приглашает Мария Биешу», поддержку которому власти уже пообещали? Ее фестиваль будет жить?
— Имя Марии Биешу и память о ней, конечно, призовут исполнителей. Многое будет зависеть и от будущих организаторов, насколько убедительными они будут перед теми же властями, когда встанет вопрос финансирования. Могу вам лишь пообещать, что, если меня позовут на фестиваль, я обязательно приеду.