Посмотреть новый фильм Терри Гиллиама «The Wholly Family» может каждый желающий— наофициальном сайте режиссера. Побывать навыставке сложнее— дляэтого надовсе-таки дойти доСтолешникова переулка. Здесь, врамках Jaguar Summer Museum 2012, прямо посреди улицы (она закрыта дляавтомобильного проезда), подоткрытым небом выстроились вряд несколько стендов, рассказывающих обэтой работе. Фотографии, кадры, рисунки. Немного, нодля поклонников режиссера— аГиллиама, какизвестно, унас очень любят— иэто весомый подарок.
История создания картины проста иволшебна: вНеаполе есть фирма, продающая спагетти. Каждый год она просит знаменитых режиссеров снять длянее какой-нибудь короткий фильм. Задачу продюсеры определяют лаконично: фильм иправда должен быть небольшим, аего действие должно происходить вНеаполе. «Это удивительная ситуация,— неверит своему счастью Терри Гиллиам, напротяжении всей своей жизни постоянно испытывавший невероятные сложности сфинансированием своих проектов.— Тебе дают денег иговорят: делай, что хочешь. Всё волшебно сложилось. Но самое прекрасное было— находиться вНеаполе инаходиться вдиалоге сНеаполем».
Гиллиам признается, что написал сценарий фильма задвадцать минут. Его основа— сюрреалистический сон десятилетнего подростка, навеянный мыслями овозможной потере родителей инаполненный героями комедии дель арте. В сопровождении своих персонажей— паяцев, облаченных сплошь вбелое,— Терри Гиллиам ипредстал вчера перед московской публикой— невероятно пластичный, игриво настроенный, всамом бодром расположении духа. У него есть причины чувствовать себя хорошо— как-никак, вконце прошлого года Европейская киноакадемия признала «The Wholly Family» лучшей короткометражной лентой 2011 года. А это— красноречивое свидетельство того, что мастер по-прежнему полон идей ине растерял своего уникального дара воплощать их наэкране. Хотя навопрос одальнейших кинопланах, заданный Киноридусом, он отвечать отказался: «Это большой секрет. Каждый раз, когда я говорю обэтом,— всё испаряется. Слова очень опасны».
Вернется ли он снова канимации? «Я думаю, ребята из “Пиксар” так хорошо всё делают, что мне там делать больше нечего» (так совпало, что сейчас вМоскве какраз находится легендарный «пискаровец» Джон Лассетер, окотором мы вчера уже рассказали). Как работалось сДжонни Деппом? «Он мне однажды сказал: “Как жалко, что мы так поздно встретились, я бы хотел быть в „Монти Пайтон“. А есть ли у „Монти Пайтон“ какие-либо мысли овозвращении? „Они все старые искучные, анекоторые изних даже еле живые“. Сколько стоит сделать качественный, ноумный фильм? „А сколько увас есть денег? Иногда слишком много денег— это очень опасно. Мы иногда видим фильмы, которые стоят 250 миллионов, ноони…“— итут Гиллиам изображает страшный пук, весьма наглядно описывающий его отношение кдорогостоящим, новнутренне пустым кинопроектам.
Также Гиллиам говорит, что Москва его радует своей энергией ичто изрусских писателей он превыше всего ценит, конечно же, Достоевского („Но Гоголь повеселее“). Под конец режиссера спрашивают онепреходящей актуальности его легендарного фильма „Бразилия“: „Я написал сценарий в83–84 году. Всё, что было написано,— всё тогда существовало, идля меня это документальный фильм отом времени. Но каквидите, ничего неизменилось“. И добавляет, что даже хотел засудить Джорджа Буша-младшего завоплощение отрывков изего картины вреальной жизни.
И конечно— что там с „Дон Кихотом“?!? „Это самый важный проект вмоей жизни“,— говорит Терри Гиллиам иобещает, что непременно постарается его все-таки сделать. Речь идет омногострадальном „Человеке, который убил Дон Кихота“, впервые запущенном более десяти лет назад ивскоре надолго остановленном (про то, какГиллиам так ине снял этот фильм, даже сняли познавательную документальную картину). Об этой истории напоминает фотография, представленная наодном извыставочных стендов: режиссер держит маску Дон Кихота— ито ли плачет, то ли смеется.
Холли Гиллиам, дочь режиссера икуратор его проектов, обещает, что черезгод-два доМосквы стопроцентно доберется ивыставка побольше. Это будет нечто масштабное иохватывающее неотдельный период, авсе творчество Терри Гиллиама; сейчас она надэтим очень серьезно работает. Пока же— выставка вСтолешниковом переулке, которая будет бесплатно доступна длявсех желающих вплоть до17 июля.