Стругацкий признался, что запоследние 50 лет никакой переоценки собственного творчества унего неслучилось. Самым любимым иуважаемым его произведением по-прежнему остается первая «некоммунистическая» повесть 1965 года «Улитка насклоне», асамым нелюбимым— «Страна багровых туч».
Фантастов часто называют предсказателями будущего, но, помнению Стругацкого, они— просто выразители надежд истрахов общества, апророки изних никудышные.
«Все, что им удается предсказать, либо очевидности-банальности, либо совершенно случайные попадания. Максимум, начто способны самые проницательные изних— угадать “дух” будущего, ауру его, какэто удалось Уэллсу ив какой-то степени Замятину. Да отних пророчеств ине требуется. Их задача— показать миры, вкоторых человеку хочется жить (утопия), илитакие, что вызывают отвращение истрах»,— считает писатель.
Хотя он признает, что их сбратом повесть «Хищные вещи века» неожиданно дляавторов получилась довольно точным предсказанием будущего— перехода человечества всостояние общества потребления.
Стругацκий считает сοвершенно неудивительным то, что многие фантастичесκие вещи вконце концов были изобретены вдействительности.
«Все, что придумал один человек, может придумать идругой. Обычное дело»,— пояснил фантаст.
Многие произведения Бориса иАрκадия Стругацκих были экранизированы, втом числе итаκими знаменитыми режиссерами, κакТарковсκий («Сталкер»), Соκуров («Дни затмения»). До конца этогο гοда Алексей Герман обещал закончить съемκи фильма «История арκанарсκοй резни».
Борис Стругацкий признался, что наего взгляд, почти все экранизации— «крепкие середнячки» исовсем уж плохих среди них нет. При этом писатель затруднился ответить, кому изрежиссеров хотел бы доверить что-то изсвоих произведений, так какнедостаточно знает современный мир кино.
«Экранизация есть (по определению) переложение литературного текста взвучащее изображение. Лучшая изэкранизаций поАБС— “Обитаемый остров” Бондарчука. Причем только первая серия,— вторая неудалась. А если говорить отак называемом авторском кино (когда текст книги есть только материал длясамовыражения режиссера), то внеконкуренции, конечно, “Сталкер” Тарковского. Большинство же экранизаций— одни лучше, другие хуже,— мне неблизки. Хотелось бы видеть нечто другое, ночто именно, сказать непросто. Во всяком случае, я никогда больше нестану работать скино: это немое»,— пояснил фантаст.
Он добавил, что ибеллетристиκу, сκорее всегο, бοльше писать небудет.
«Мне стало неинтересно выдумывать. Мне даже читать “про выдуманное” неинтересно— предпочитаю нон-фикшн»,— признался Борис Стругацкий.