«Ребята, давайте жить дружно!» — говорит герой Калягина из мультипликационного сериала про кота Леопольда, и песенки кота — тоже поет сам Калягин, вообще-то актер не самый поющий. И сам Александр Александрович, или, как любят называть его близкие и даже не самые близкие, — Сан Саныч Калягин тоже любит повторять эти самые слова. Ссорится он и ругается с разными людьми часто и так же часто мирится, вспоминая про девиз кота Леопольда.
Актеру легко быть обидчивым, худрукам, режиссерам, как людям творческим, обидчивыми быть на роду написано, а вот председателю Союза театральных деятелей России надо быть еще и политиком, лавировать, лавировать и вылавировывать, а это непросто. И, тем не менее, Калягину удавалось: и отбить какие-то невообразимые для театра подробности 94-го федерального закона о тендерах, и добиться особой поддержки русских театров за рубежом, и — чтобы не закрывали театры там, где уже все вроде бы к тому и шло, и где голодали — чтобы перестали актеры голодать. В общем, Калягина можно было бы в руководители МЧС рекомендовать, имея в виду «пожарность» театральных проблем, которые приходится ему решать.
Калягин — из тех, кто умеет сыграть смешно. Талант редкий, хотя России повезло — в истории нашего и театра, и кино было немало великих комиков. Хотя Калягин не исключение — и он мечтал сыграть Гамлета, и жалеет, что так и не сыграл. Конечно, сегодня Гамлета играть уже поздно. Но горевать смысла нет, говоришь: «Калягин» и тут же вспоминаешь — кто смотрит кино, так, конечно, фильмы Никиты Михалкова «Раба любви» и «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Мертвые души» Швейцера, где он сыграл Чичикова, Эзопа. Вот — типичный советский случай, когда в этой самой роли актер, скажем так, прямым текстом сумел сказать все, что думал, и все, что можно было сказать тогда о своем отношении ко всему происходящему в стране.
Кто ходит в театр, может вспомнить его Тригорина в «Чайке», Оргона в гениальном Тартюфе в постановке Анатолия Эфроса, и спектакли последних лет. Все же не зря столько сил он потратил на строительство своего собственного театра! Здание, конечно, странноватое вышло, но спектакли хорошие есть. Сходите, посмотрите, как он играет Шейлока. Или — в «Лицах», спектакле, который несколько десятилетий назад они придумали с товарищем Владимиром Симоновым, чтобы ездить на гастроли в Америку подзаработать там, а ведь хороший вышел спектакль, и сегодня — не только играют они, но и зрители смотрят — с удовольствием.